- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001202 |
Тема: | Совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации |
Содержание
Магистерская диссертация Совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации 6 1.1. Сущность воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ 6 1.2. Нормативно-правовое регулирование воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ 14 1.3. Зарубежный опыт воспитания военнослужащих 19 Глава 2. Анализ современного состояния Вооруженных сил РФ 25 2.1. Исторические этапы развития Вооруженных Сил Российской Федерации 25 2.2. Современное состояние Вооруженных сил РФ 34 2.3. Анализ программы реформирования Вооруженных сил РФ 48 Глава 3. Направления совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ 54 3.1. Современные тенденции развития вооруженных сил стран мира 54 3.2. Основные направления дальнейшего реформирования Вооруженных сил РФ 58 Заключение 69 Список использованной литературы 74 ВВЕДЕНИЕ Во втором десятилетии XXI века стало резко происходить смещение вектора международных отношений в сторону силового решения геополитических проблем. Локальные и «гибридные» войны, «цветные революции» стали обычным политическим инструментарием современной геополитики. Североатлантический блок НАТО под политическим управлением США де-факто способствует росту военной конфликтогенности в различных частях света, создавая реальную угрозу национальной безопасности России. Основной угрозой национальной безопасности России вновь стала военная, что подтверждается событиями на Украине и Ближнем Востоке, которые происходят по сценарию США. Целью Америки является усиление военного присутствия в Восточной Европе, Ближнем Востоке и Черноморском регионе. С этой целью, вопреки экономической целесообразности против России вводятся санкции, направленные на ослабление ее экономического потенциала и разрушение устоявшихся связей с западным миром. Попытки защитить национальные интересы, а также вступление России в активную борьбу c общим доктринальным врагом – международным терроризмом, воспринимается Западом как геополитический реванш России, что вызывает противодействие стран атлантического альянса. Вновь возникшее противостояние основных мировых центров силы может иметь непредсказуемые последствия. Расширение НАТО направлено на одностороннее изменение военного паритета и диктат странам, соблюдающим дипломатические договоренности и соглашения. На всех исторических этапах функционирования и развития органов исполнения наказаний была и остается актуальной задача формирования профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого военнослужащего. Воспитание воина – защитника Отечества, способного осознанно и достойно защищать интересы государства во все времена являлось основной задачей всех армий мира. Армия в свою очередь, как один из важнейших государственных институтов обеспечивающий безопасность страны нуждалась в идейном фундаменте, ценностном обосновании целей и средств вооружённой борьбы. Вся история человечества красноречиво свидетельствует о том, что только подлинная духовность, истинные общественный идеалы и ценности, такие как любовь к Родине, уважение её истории, национальным традициям, государственности, верность долгу, присяге могут служить надёжной основой государственного мышления, патриотического мировоззрения. Воинскому служению сопутствует процесс формирования определённых мировоззренческих установок, таких как идейная убеждённость в необходимости защиты своей Родины, осознание личной ответственности за её судьбу, готовность и способность отстаивать свободу и независимость своего народа, умение совершать колоссальные волевые усилие, самоотречение, самопожертвование. Однако современные тенденции развития Вооружённых сил (отсутствие системного идеологического обоснования воинской деятельности, отказ армии от воспитательной функции, неопределённость воспитательных и идеологических, духовных целей и задач, стоящих перед органами по работе с личным составом, недооценка значения духовного и морально-психологического факторов в воинской деятельности и др.) свидетельствуют о том, что воспитанию современной российской армии пока не уделяется должного внимания. Сегодня приоритет отдаётся совершенствованию вооружения и техники. Таким образом, необходимость рассмотрения проблем совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерациипредопределило тему и актуальность настоящего исследования. В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цель и задачи магистерской диссертации, обосновать ее содержание и структуру. Цель магистерской диссертацииявляется исследование теоретических и практических вопросов совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе. Во-первых, необходимо исследовать теоретические и организационно-правовые основы воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Во-вторых, следует провести анализ современного состояния Вооруженных сил РФ. В-третьих, следует определить направления совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ. Предмет исследования магистерской диссертации- теоретические и практические вопросы совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Объектом исследования в работе выступает современное состояние Вооруженных сил РФ. В процессе исследования необходимо изучить деятельность Вооруженных сил РФ, публикации отечественных исследователей и зарубежных авторов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных специалистов. Информационной базой магистерской диссертацииявляются нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, статьи периодической печати, а также ресурсы Интернет. Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации 1.1. Сущность воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ Военная служба, основываясь на базовых принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы и определяющих функционирование кадровых подразделений1. В отличие от государственной гражданской службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях. Несение военной службы, уклад жизни и быт военнослужащих детально регламентированы особыми документами - общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ2. В них определены права и обязанности военнослужащих, характер взаимоотношений между ними. Специфика военной службы обусловила особые государственные гарантии военнослужащих. Помимо льгот, для военнослужащих предусмотрено отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие, надбавки за объем, значимость выполняемых задач, сложность и напряженность несения службы, а также другие выплаты, предусмотренные законодательством3. Перечисленные особенности делают статус военнослужащего совершенно уникальным среди других государственных служащих, что также влияет на документационное обеспечение военно-служебных отношений, которое имеет ряд отличий от кадрового делопроизводства государственных гражданских служащих и наемных работников. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание4. При этом гражданское воспитание наряду с правовым, экологическим и экономическим перечисляют в числе новых направлений, находящихся в стадии формирования. Г.М. Коджаспирова среди направлений воспитания называет нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др.5 А.П. Шарухин называет «взаимосвязанными частями» воспитания нравственную, патриотическую, воинскую, правовую, интернациональную, культурно-эстетическую, экономическую, экологическую и физическую составляющие6. О.Ю. Ефремов среди направлений воспитания военнослужащих выделяет следующие: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое7. Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий отмечали, что общая цель воспитания - формирование гражданина, способного стать энергичным и идейным членом общества, способным без колебаний встать на защиту интересов своей страны. На этой основе развивалась отечественная система патриотического воспитания, включающая в себя представителей государственных и местных органов власти, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации. Эта система прививала учащимся чувство любви и уважения к своему Отечеству, Вооруженным Силам, военным традициям, формировала готовность обеспечить безопасность и защиту государства8. Процесс воспитания носит социально детерминированный характер. В условиях социально-экономической модернизации в первую очередь подвергаются изменениям воспитательные идеалы и цели воспитания9. Основной целью гражданского и патриотического воспитания является формирование гражданственности и патриотизма как интегративных качеств личности10. Под принципами воспитания Фабриков М.С. понимает положения, в которых выражены существенные требования к содержанию, методам, формам воспитания11. На развитие и структуру воспитания офицеров армий любой страны большое влияние оказывают следующие факторы: военно-политическое, социальное и экономическое состояния общества и осуществляется в противоречивых условиях увеличения трудности решаемых армией задач и реальными возможностями государства12. Основными задачами воспитания является: - сохранение, пропаганда и поддержание во всех формах образовательного процесса боевых и служебных традиций войск; - формирование у военнослужащих Вооруженных сил РФ образа командира, выступающего образцом и примером отношения к службе и выполнении воинского долга, соблюдении принятых государственных и воинских традиций и ритуалов; - воспитание личного состава верности Боевому знамени, Военной присяге; - пропаганда примеров добросовестного выполнения воинского долга, ревностного отношения к исполнению специальных и своих служебных обязанностей; - создание и развитие информационной и материально-технической базы для проведения мероприятий по воспитанию воинского долга у военнослужащих Вооруженных сил РФ; - формирование чувства ненависти к врагам Отечества и др. Специфика цели и задач процесса воспитания обуславливает его функции, основные из них: - функция активизации развития военно-профессионального сознания военнослужащих Вооруженных сил РФ; - функция педагогического мониторинга и целесообразного корригирования поведения военнослужащих Вооруженных сил РФ в повседневных ситуациях нравственного и военно- служебного выбора; - функция обеспечения баланса образовательного и воспитательного компонентов военно-профессиональной подготовки военнослужащих Вооруженных сил РФ; - воспитательно-разъяснительная функция; - стимулирующая функция; - развивающая функция; - превентивная функция; - образовательная функция и др. Военное воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Поле деятельности педагогов и воспитателей по формированию военно-патриотического воспитания огромно, а роль непере оценима13. Военное воспитание представляет собой организованную, целенаправленную, систематическую деятельность государственных институтов, командиров, органов воспитательных структур, учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у личного состава готовности и способности к службе, воспитанию верности боевым и героическим традициям, сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности. Система воспитания и обучения в стране складывалась еще до появления постоянной армии и передавалась на протяжении многих поколений, находя свое отражение и совершенствование в поучениях и летописях, потом в уставах воинской службы, в приказах и в наставлениях14. Анализ литературы позволил выделить ряд функций исследуемого процесса: 1. Развивающая функция, которая является ведущей в деятельности воспитателя и включает в себя ряд специфических функций: гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и взаимодействия; исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.; информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.; побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения военнослужащего в соответствии с должностным предназначением. 2. Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы. 3. Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательной деятельности. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния военнослужащих и учитывать это в собственной деятельности. 4. Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на военнослужащего. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с коллегами, участвовать в педагогическом просвещении непосредственных командиров, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания военнослужащих, побуждать их к активному участию в воспитательной деятельности. 5. Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. 6. Преобразовательная функция требует проявления творческого подхода к организации воспитательной деятельности. Таким образом, военное воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите. Важно отметить, что именно в указанных учебных заведениях профессионального образования ставятся задачи по формированию у обучающихся чувства патриотизма к Родине, чувства долга по защите Отечества и чувства готовности Отечество защищать. В процессе обучения обучающиеся граждане получают начальные знания и навыки военного дела, которые потребуются им в дальнейшем для выбора профессии и дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях (т.е. учреждениях профессионального образования федеральных органов исполнительной власти). Полученные в процессе обучения начальные навыки и знания военного дела достаточны для замещения обучающимися должностей младших командиров курсантских подразделений в профильных образовательных учреждениях. Особое внимание в рамках образовательного процесса уделяется формированию и развитию у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание в себе любви к военной службе. Также в указанных образовательных учреждениях немалое внимание уделяется воспитательной работе, которая во всех названных учреждениях является одним из основных видов деятельности, предусмотренных уставными документами. Для развития чувства патриотизма, чувства долга по защите Отечества, а также общего военно-патриотического воспитания осуществление воспитательной работы имеет большое значение. Поэтому процесс ее организации и проведения основывается на следующих принципах: - соблюдение и признание общечеловеческих ценностей; - изучение и познание лучших образцов мировой и национальной культуры; - изучение истории Отечества; - изучение героических традиций российской армии, флота и Вооруженных Сил РФ. Для соблюдения названных принципов и достижения поставленных целей воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению различных задач, а именно: - воинского воспитания; - патриотического воспитания; - правового воспитания; - нравственного воспитания; - эстетического воспитания обучающихся15. Достижение эффективность воспитательного процесса, связанного с воспитанием чувства военного долга, достигается посредством регулярного: - поддержания образцового внутреннего порядка, - поддержания высокой организацией внутренней службы, - созданием необходимых условий для успешной учебы, - созданием необходимых условий для жизни, быта, а также досуга обучающихся, - обеспечения всестороннего информационного обеспечения, - сочетания высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 1.2. Нормативно-правовое регулирование воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»16, гражданское воспитание является одним из основных направлений развития воспитания и включает «создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества». Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"17 предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Во исполнение этой нормы закона Правительством РФ, Министерством обороны РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, где предусмотрены военная служба или имеются воинские формирования, приняты соответствующие нормативно-правовые акты в форме постановлений, распоряжений, приказов, писем, инструкций и т.п.18. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 утверждена "Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"19, которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. План реализации мероприятий Государственной программы составлен с учетом предложений федеральных органов государственной власти и ряда ведомств - исполнителей и участников Государственной программы, выразивших желание участвовать в ее реализации посредством организации и проведения конкретных мероприятий (групп мероприятий), цели и задачи которых соответствуют целям и задачам Государственной программы. Учитывая изложенное, на федеральном уровне уделяется значительное внимание вопросу патриотического воспитания молодого поколения и приняты необходимые нормативные правовые акты с конкретными действиями в данном направлении и необходимым финансовым обеспечением. Министерством обороны РФ принят ряд нормативных актов в сфере регулирования отношения по военно-патриотическому воспитанию граждан. Среди них важное место занимает Концепция воспитания военнослужащих, утвержденная приказом Министра обороны от 11 марта 2004 года N 70 "Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", где подчеркивается, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ВС РФ всех степеней. Коренные изменения, произошедшие в обществе начиная с развала Советского союза, которые привели к экономической дезинтеграции, социальной дифференциации и девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание. В результате произошло резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Вследствие этого с каждым годом становится все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Наблюдения показали, что в сознании молодежи (и не только) патриотизм заменяется национализмом. Уважение к государству, к окружающим людям, идеи равенства и братства в общественном сознании постепенно сменяются равнодушием, эгоизмом, индивидуализмом, цинизмом, неуважительным отношением к государству и его социальным институтам. Как следствие сказанного, отмечается резкое падение престижа военной и государственной службы. Опыт показывает, что деятельность по патриотическому воспитанию военнослужащих, как правило, проводится по ряду направлений с использованием различных форм и методов работы. Среди них можно назвать следующие: 1) использование воспитательного потенциала отечественной военной истории; 2) торжественное отмечание Дней воинской славы России; 3) четкое и постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями и т.д. В целях стимулирования граждан к освоению военных специальностей и подготовке к военной службе законом установлено, что граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. Кроме этого, подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск ВС РФ, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву. Положение об указанных объединениях утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"20. Нормами данного положения установлено, что военно-патриотическим молодежным объединением или военно-патриотическим детским объединением является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Военно-патриотическое объединение определяет направление и программу своей деятельности и в целях их реализации взаимодействует с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, учреждениями образования, культуры, спорта, туризма, а также ветеранскими и другими общественными объединениями. Государственная поддержка деятельности военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"21. Предоставление военно-патриотическому объединению на безвозмездной основе учебно-материальной базы государственных учреждений образования и культуры для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Передача военно-патриотическому объединению снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования, а также предоставление ему на безвозмездной основе учебно-материальной базы воинских частей осуществляются по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Так, вышеназванной Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы" определено, что финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти. Следует отметить, что нормами закона предусмотрено дополнительное финансирование деятельности, которое может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств. Надо отметить, что законодательством регулируются и другие методы военного воспитания, например, в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины22. Поощрение подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе в пределах предоставленных полномочий является обязанностью командира (начальника). В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью вышестоящего командира (начальника). 1.3. Зарубежный опыт воспитания военнослужащих Начавшаяся на рубеже ХIХ–ХХ вв. в странах Запада смена образовательной парадигмы привела к тому, что в настоящее время в США и ведущих странах Европы обучение и воспитание военнослужащих базируется на идеях прагматизма, бихевиоризма, технологического детерминизма (меритократической концепции), концепции постиндустриального общества и гуманистической парадигмы23. Анализ показывает, что системы воспитания в зарубежных армиях имеют много общего. В их основе лежит «американская модель». Поэтому представляется целесообразным более подробное рассмотрение системы воспитания в военном образовании США и анализ некоторых его особенностей в армиях ФРГ, Великобритании и Франции24. Основной упор в системе военного образования западных государств делается на совершенствование и расширение применения информационных технологий в учебном процессе, наращивание функциональной грамотности, усиление морально-психологической подготовки военнослужащих, в которую входит формирование у них гражданственности, патриотизма и гражданской позиции. В рамках этого подхода воспитание военнослужащих рассматривается как процесс всестороннего саморазвития личности при активной профессиональной психолого-педагогической поддержке25. По замыслам зарубежных теоретиков, гражданское воспитание военнослужащих США и Европы направлено на формирование гражданской позиции и идентичности, развитие морально-нравственных качеств. В последнее время все большее внимание уделяется религиозному и духовному развитию личности. В образовательный процесс военных вузов введены программы психологической помощи обучающимся, имеющим различные социальные проблемы, курсы по правам человека, о правилах и нормах действий в ходе миротворческих операций. Имеется тенденция увеличения доли социальных, психолого- педагогических дисциплин в учебных программах подготовки, сохраняется направленность на дальнейшую гуманизацию и гуманитаризацию военного образования. Ведущим системообразующим фактором всей американской системы воспитания является его цель – сформировать личность американского военного, во-первых, как убежденного гражданина и патриота своей страны, а во-вторых, как кадрового профессионала, стремящегося к саморазвитию и повышению своего уровня. Субъектом воспитания личного состава американской армии является вся совокупность государственных и общественных структур. Объектом воспитания выступает как военное командование, так и отдельные органы и учреждения и непосредственно военнослужащие (рядовой и сержантский состав, уоррент- офицеры, офицеры, преподаватели, гражданский персонал и члены семей военнослужащих)26. Основные виды занятий по гражданскому воспитанию и формированию гражданской позиции – еженедельные групповые занятия по курсам «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование», «Равные возможности», «Курс выживания». Проводятся специальные религиозные занятия – «Час капеллана», богослужения, индивидуальные беседы с пастором (аббатом, муллой и др.). Регулярно происходят встречи с представителями НАТО27. Из всего перечисленного наиболее важным считаются занятия по «Командной информации». Их проводит лично командир подразделения, присутствует весь личный состав, включая офицеров. Занятия проводятся в форме свободного обмена мнениями минимум раз в неделю в течение часа. На «Командной информации» обсуждаются темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации» и др. В процессе формирования гражданской позиции в военной образовательной системе США используются разнообразные методы: пример, убеждение, внушение, психологическое воздействие, моральное и материальное стимулирование, принуждение, поощрение и наказание. Методологической базой этого процесса выступают психолого-педагогические концепции по техникам эффективного общения Э. Берна, А. Пиза, Ф. Перлза, К. Левина и др. В системе гражданского воспитания военнослужащих США активно используются такие средства воспитания, как гражданская и военная печать; различные армейские культурно-досуговые учреждения (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.); художественная литература, публицистика, военно- исторические и мемуарные источники; учебно-методические разработки, плакаты, агитационные материалы. Одним из способов формирования гражданской позиции является усиленное воспитание, развитие «полкового духа». Например, во многих частях и соединениях США заведены различные символы-талисманы, сплачивающие воинский коллектив. Так, в одной воздушно-десантной дивизии таким символом стал живой орел. Любое значительное служебно-боевое и торжественное мероприятие начинается с торжественного выноса пернатого талисмана. Это свидетельствует о хорошо продуманной системе гражданского воспитания, эффективно сочетающей самые разнообразные методы и способы воздействия на личный состав. Система гражданского воспитания в США характеризуется развитой материальной базой, только периодических изданий в армии США насчитывается более 1800, их разовый тираж в 12 млн экземпляров составляет не менее 4 единиц печатной продукции на каждого военнослужащего. На рекламу военной службы и военного образа жизни в исчислении на каждого военнослужащего расходуется более 4 тыс. долларов в год28. Следует также отметить широкое применение информационных технологий в военном образовании США и стран Запада в процессе формирования гражданской позиции будущих офицеров. В целях повышения гражданственности и патриотизма учащихся военных вузов, а также популярности военной службы среди гражданского населения США, демонстрации высокого уровня боеготовности своих вооруженных сил и формирования позитивного отношения к проводимым Вашингтоном военным кампаниям руководством США активно используется индустрия компьютерных и видеоигр. Одним из примеров использования компьютерных игр в целях идеологического воздействия на военных и гражданских пользователей является игра «Joint Task Force» («Объединенные силы»). Фабула игры заключается в наведении ВС США порядка на Ближнем Востоке, в Сомали, на Балканах (в частности в Боснии и Герцеговине), Колумбии и Афганистане по стандартному сценарию: подавление ПВО, уничтожение всех укрепрайонов и заводов и т.д. Таким образом, военное руководство США стремится максимально учитывать тенденции времени в военных целях. Важно отметить, что проанализированные выше средства и методы гражданского воспитания и формирования гражданской позиции военнослужащих США являются эффективными: согласно опросам, более 95% военнослужащих гордятся тем, что служат интересам Америки в вооруженных силах. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Среди направлений воспитания военнослужащих выделяют следующие: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое воспитание. Для развития чувства патриотизма, чувства долга по защите Отечества, а также общего военно-патриотического воспитания осуществление воспитательной работы имеет большое значение. Поэтому процесс ее организации и проведения основывается на следующих принципах:соблюдение и признание общечеловеческих ценностей;изучение и познание лучших образцов мировой и национальной культуры;изучение истории Отечества;изучение героических традиций российской армии, флота и Вооруженных Сил РФ. Министерством обороны РФ принят ряд нормативных актов в сфере регулирования отношения по военно-патриотическому воспитанию граждан. Среди них важное место занимает Концепция воспитания военнослужащих, утвержденная приказом Министра обороны от 11 марта 2004 года N 70 "Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", где подчеркивается, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ВС РФ всех степеней. Изучение зарубежного опыта показало, что в на....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Совершенствование градостроительной политики муниципального образования Российской Федерации